|
|
|
|
|
главная / Особенности маркетинга взаимоотношений в спортеЛитвин А.В.За последнее время спорт стал важной отраслью экономики многих стран. В него вовлечены значительные финансовые средства и большое количество рабочей силы. Постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые модели управления спортом и его финансирования. Вместе с тем усиливающиеся тенденции коммерциализации и профессионализации спорта, с одной стороны, а также острая конкуренция вокруг бюджетных средств — с другой, свидетельствуют о том, что спорт должен «научиться» самостоятельно извлекать прибыль из имеющихся в его распоряжении ресурсов. Многим специализированным организациям (и не только в России!) пока еще не хватает знаний и убежденности в том, что сегодня без ориентированных на рынок действий невозможно успешно работать, в том числе в спорте. Следует, однако, отметить, что с годами традиционные маркетинговые стратегии не всегда оказываются выигрышными, необходима их адаптация к изменившимся внешним условиям, точнее — индивидуализация маркетинговой деятельности. Одним из направлений которой и является маркетинг взаимоотношений. Переход России к новым экономическим условиям особенно негативно сказался на деятельности многих спортивных организаций. В предыдущие годы спорт, как известно, полностью финансировался государством и профсоюзами, не испытывая при этом серьезных трудностей. Наряду с государственными структурами успешно функционировали многочисленные ведомственные спортивные общества и клубы, большинство из которых не занималось самостоятельной коммерческой деятельностью, приносящей какие-либо доходы. С полной уверенностью можно сказать, что в ближайшее время рассчитывать на достаточное ресурсное обеспечение спорта со стороны государства не следует. Более того, переход на территориальный (региональный) принцип управления спортом еще больше обострил эту проблему. Сегодня, когда каждый регион вправе сам определять основные направления спортивной политики, объем финансирования и т.д., исходя из местных особенностей, традиций, наличия спортивных сооружений, их форм собственности, принимая также во внимание имеющийся значительный дефицит местных бюджетов, — прогнозировать серьезные успехи было бы бессмысленно. Между тем у населения большинства стран Западной Европы за последние годы значительно возрос интерес как к собственной спортивной активности, так и к пассивному потреблению спорта в качестве болельщиков, зрителей. Приведем лишь некоторые данные. Так, например, расходы на спорт в частном секторе Германии за 1997—1998 гг. составили 57 млрд. марок, или 1,7% ВНП, что сравнимо со стоимостным объемом сельскохозяйственной продукции1. В области спорта прямо или косвенно было задействовано около 750 000 человек, или свыше 2% всего населения, что соответствовало доле населения, занятого в химической промышленности [1]. Успешно развивается и профессиональный спорт: суммарный бюджет 18 ведущих команд футбольной бундеслиги Германии в сезоне 1999/2000 года впервые превысил 1 млрд. марок [2]. Тот факт, что профессиональная деятельность в спорте приносит огромные прибыли — общеизвестно (контракты и гонорары спортсменов и тренеров, оплата услуг менеджеров, юристов). Но это справедливо лишь для ведущих в экономическом отношении стран, Россия пока к числу таковых не относится, и скоропалительные попытки «сканировать» зарубежные модели управления спортом без соответствующей экономической базы обречены на провал. Можно привести массу примеров, когда профессиональная команда, клуб или целая лига прекращали свою деятельность спустя несколько месяцев после образования. Самый последний пример — футбольный клуб первой лиги «Спартак-Чукотка». Большинство из имеющихся сегодня профессиональных спортивных организаций испытывают проблемы ресурсного обеспечения, их будущее весьма туманно, а источники финансирования — «тайна за семью печатями», и можно только догадываться об их истинном происхождении. В настоящее время никто не возьмется предположить — станут ли наши спортивные организации и клубы солидными и преуспевающими коммерческими предприятиями или их ждет такое же жалкое существование, как сейчас. Сравнительный анализ статей бюджетов средних российского и зарубежного клубов [3] приведен в таблице 1. Из таблицы видна принципиальная разница: в то время как российские клубы существуют в основном за счет бюджетного финансирования, западные зарабатывают средства сами. Кроме того, бюджет среднего российского клуба уступает европейскому в 6—7 раз. Происходит это, во-первых, из-за отсутствия профессионализма в управлении спортивными клубами как коммерческими предприятиями, а во-вторых, из-за недостаточно тесного взаимодействия с наиболее важными и значимыми для спорта целевыми группами, так как многие спортивные организации заняты в основном внутренними организационными проблемами, не ориентированы на потребителя спорта или спортивной услуги, продолжая следовать традиционным стратегиям без учета изменившихся условий. Между тем на Западе все больше внимания уделяется маркетингу взаимоотношений [5]. Маркетинг взаимоотношений означает:
Таб. 1: Бюджет среднего российского и среднего европейского спортивных клубов, млн. долл.
Инструменты маркетинга взаимоотношений направлены на обеспечение прочных связей между клиентом и предприятием и включают в себя: в области товарной политики — совместную с потребителем разработку товара, особые виды сервиса, гарантии качества, индивидуальные технические требования; в области ценовой политики — дифференцирование цены в зависимости от степени удовлетворенности клиента, системы скидок, бонусы постоянным клиентам, рекомендации по ценам; в области распределения — посещение предприятий, продажи через Интернет, каталоги, обслуживание по абонементам, прямые поставки; в области продвижения товара — личные контакты, специальные акции, телефон «горячая линия», маркетинг мероприятий, клубы клиентов, новые носители информации и средства коммуникации [5]. Опыт и знания, накопленные в маркетинге взаимоотношений, могут, на наш взгляд, с успехом быть применены в спорте. Потому что спорт, прежде всего благодаря своей эмоциональной близости к человеку, обладает огромным потенциалом, и потенциал этот далеко не востребован. Естественно, все не так просто — ни в одной сфере человеческой деятельности нет такого многогранного переплетения взаимоотношений, как это имеет место в спорте. Наиболее существенные и значимые для спорта целевые группы представлены на приводимом ниже рисунке, но перед тем как охарактеризовать взаимоотношения, с указанными целевыми группами, уместно напомнить ряд общих положений следование которым позволит лучше раскрыть само понятие «спорт», его особенности, потребности, ресурсы. Положения эти заключаются в том, что участники спортивной деятельности должны:
во-первых, четко знать и разделять, что они в итоге хотят получить. Без этого невозможно достичь преимущества в конкурентной борьбе не только в спорте, но и в экономике вообще. Простейший пример: футбольная команда почти всегда имеет цель забить в ворота больше мячей, чем соперник, но иногда, из стратегических соображений, может играть и на ничейный результат;
во-вторых, точно распознавать и анализировать, в чем нуждается рынок, в чем выражаются потребности и мотивы различных целевых групп. Это не является какой-либо спецификой спорта. Например, перед спортивным состязанием необходимо по возможности досконально изучить предстоящего соперника, но не только его — важны также условия проведения состязания, состояние игрового поля, его покрытие, время суток, погодные условия и т.д.;
в-третьих, предлагать целевым группам свои эксклюзивные достижения, то есть уметь определять, в чем заключается польза или привлекательность для другой стороны и использовать эту информацию с максимальным для себя эффектом;
в-четвертых, стремиться к установлению партнерских отношений со всеми значимыми целевыми группами и поддерживать их. Способствовать этому будут, с одной стороны, доступность, открытость, принцип «Fair play», а с другой — готовность применять в спорте современные методы и инструменты маркетинга. Перейдем к характеристике взаимоотношений с целевыми группами спорта.
60 процентов населения Европы либо активно занимается спортом, либо им интересуется [6]. Это лишний раз доказывает, какой огромный потенциал несет в себе данная целевая группа и как важно для спорта суметь наладить с ней долговременные позитивные отношения. Вначале это формирование общественного мнения через продуманную информационную политику, творческий подход, а затем — акцент на маркетинг конкретного спортивного события. Последний получил в настоящее время исключительное профессиональное развитие благодаря прогрессу в технике, а также появившимся новым возможностям СМИ. Совершенно ясно, что для сохранения имеющихся взаимоотношений при этом недостаточно просто распространения красочных буклетов или продажи спортивной атрибутики. Требуется нечто большее: стимулирование сбыта, VIP-обслуживание, привлекательные предложения для отдельных групп населения, лотереи, а иначе говоря: требуется открытый диалог с обратной связью.
Субъекты и различные целевые группы спорта
За всю свою многовековую историю спорт еще никогда не был так популярен, как сейчас. В качестве примера можно привести последние Олимпийские игры в Сиднее, где были представлены атлеты более 190 государств мира. Но современное спортивное движение стало и глубоко дифференцированным, распавшись на несколько направлений: любительский спорт, профессиональный спорт, спорт инвалидов и т.д. Иначе говоря, спорт сегодня — явление полифункциональное, позволяющее удовлетворять целый ряд неоднотипных потребностей личности и общества. И важно, чтобы каждый из субъектов спортивного движения (будь то министерства по спорту, Олимпийский комитет России, общероссийские федерации по видам спорта или спортивные клубы), представленных на приведенном рисунке, сумел бы установить с наиболее значимыми целевыми группами спорта долговременные позитивные отношения и, с помощью инструментов маркетинга взаимоотношений, поддерживал их как можно дольше. Вышеперечисленные примеры достаточно наглядно свидетельствуют, каким значительным потенциалом, заключающимся прежде всего в привлекательности и эмоциональной близости к населению, обладает спорт. Потенциал этот при последовательном и профессиональном применении инструментов маркетинга взаимоотношений может быть использован еще эффективнее как для увеличения доходов спортивной сферы, так и для более полного использования ею имеющихся ресурсов. Успех маркетинга взаимоотношений зависит от того, как и в какой степени удается соответствовать следующим требованиям:
Естественно, всего предусмотреть нельзя — спорт многогранен, и так же многогранны требования, предъявляемые к инструментарию маркетинга взаимоотношений. Поэтому необходима разработка экономической типологии спорта, под которой подразумевается классификация, представляющая соотношение между различными видами спорта с точки зрения экономики, например: по оценке стоимости развития различных видов спорта, эффективности затрат на проведение спортивных мероприятий, — внутри которой и должны быть установлены отдельные, строго дифференцированные требования к маркетингу взаимоотношений. Литература
|