Компания ANTEMA

(495) 724-0009

 
Маркетинговые исследования
 
Исследования имиджа компаний и брендов
 
Разработка бизнес-стратегий и бизнес-планов
 
Медиа-аналитика
 
Организация мероприятий и Public Relations

главная / библиотека / Маркетинг: общие вопросы / Маркетинг услуг / Федосеев В.Н., Виленский А.В. Потребитель на отечественном рынке общественного здоровья

Потребитель на отечественном рынке общественного здоровья

Федосеев В.Н., Виленский А.В.



При всем многообразии составляющих российского рынка общественного здоровья [1] укрупненно по признаку производимой товарной продукции его можно представить совокупностью трех основных сегментов: изделий медицинской техники, лекарственных препаратов и расходных материалов, здравоохранительных (в том числе профилактических, оздоровительных, образовательных и т.п.) услуг. По признаку потребления товаров и услуг на рынке можно выделить (рис. 1) целевые сегменты группового и индивидуального потребления.

Рис. 1: Сегментация рынка общественного здоровья по признаку потребления товаров и услуг

Групповое потребление на рынке общественного здоровья подразумевает удовлетворение потребностей в здравоохранительных услугах многочисленных групп лиц путем многократного последовательного использования объектов потребления (здания и сооружения, медицинская техника и аппаратура, оборудование и инструменты и т.п.). Для удовлетворения потребностей сегмента группового потребления служат полностью рынок медицинской техники и частично рынок лекарственных препаратов и расходных материалов. Объектом удовлетворения потребностей этого сегмента рынка является рынок здравоохранительных услуг.

Сегмент группового потребления является первичным и включает в себя:

  • стационарные лечебные учреждения (государственные и частные);
  • амбулаторные лечебные учреждения (поликлиники, лечебно-оздоровительные центры и т.п.);
  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (санатории, дома отдыха, детские оздоровительные лагери и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные учреждения (стадионы, плавательные бассейны, туристические базы, залы-тренажеры и т.п.).

Спецификой функционирования сегмента группового потребления российского рынка общественного здоровья является превалирующее государственное участие и регулирование. Основным источником финансирования этого сегмента являются федеральный и местные бюджеты. По этой причине характер и формы удовлетворения потребностей этого сегмента рынка определяет бюджетная политика федерального центра и субъектов Федерации.

На российском рынке общественного здоровья отечественная и зарубежная продукция для удовлетворения потребностей сегмента группового потребления представлена двумя товарными блоками:

  • группа изделий, которые вообще не выпускаются в России, или выпускаются, но по своим показателям не соответствуют мировому уровню;
  • изделия, которые в настоящее время соответствуют или с небольшими доработками могут удовлетворять мировому уровню и требованиям Минздрава РФ по оснащению лечебно-профилактических учреждений.

Потребности ЛПУ страны в продукции первого блока в ближайшее время будут удовлетворяться только за счет импорта, однако, как ни странно, в оснащении отечественных групповых потребителей рынка общественного здоровья изделиями второго товарного блока превалирует также импортная продукция. С одной стороны бедность оснащения медицинской техникой лечебно-профилактических учреждений обоснованно объясняют ограничениями в государственном финансировании здравоохранения, но, с другой стороны, на отечественном рынке, практически в каждом регионе страны активно и успешно работают сотни организаций, представляющие интересы зарубежных фирм-производителей изделий медицинского назначения.

Тем не менее уровень оснащения сегмента группового потребления современной медицинской техникой остается крайне низким. Так, по результатам обследований государственных лечебно-профилактических учреждений города Москвы, проведенных НПО “Экран” [2] в 2000 году, 55% медицинских изделий имеют срок службы 6 лет и более, из них: 58% изделий имеют истекший срок амортизации; 11% изделий не эксплуатируются (неисправные). 44% изделий имеют срок эксплуатации менее 6 лет, из них: 82% изделий находятся в эксплуатации; 14% изделий находятся в резерве; 4% изделий не эксплуатируются (неисправные). 1% всех изделий морально устарели. Можно предположить, что ситуация в регионах по технической оснащенности ЛПУ еще хуже.

Развал существовавшей ранее инфраструктуры удовлетворения потребностей сегмента группового потребления, превосходство импорта медицинской техники и препаратов на отечественном рынке, отсутствие четкой государственной политики поддержки отечественных производителей привели этот сегмент рынка отечественного здоровья к состоянию, близкому к критическому.

Теперь перейдем к рассмотрению сегмента индивидуального потребления. Конечным потребителем на рынке общественного здоровья является человек вне зависимости от демографических, социальных, экономических и иных признаков. Человек становится потребителем на рынке общественного здоровья задолго до рождения и продолжает взаимодействовать с этим рынком в течение всей своей жизни. По данным Госкомстата РФ постоянное население России на конец 20-го столетия насчитывало 146 млн. человек – потенциальных потребителей рынка. Этот период характеризует заметное обострение демографической ситуации в России. Если за время 1990-1994 гг. смертность населения Российской

Федерации увеличилась на 40% (лиц трудоспособного возраста – на 59%), то до 1999 года ситуация оставалась стабильной. Проект Госсовета РФ “Основные направления социально-экономического развития PФ на долгосрочную перспективу” отмечает, что начиная с 1999 года наблюдается продолжение падения рождаемости, возрастания смертности, снижения продолжительности жизни населения. В настоящее время в России ежегодно рождается около 1,2 млн. детей [3], что явно недостаточно для нормального воспроизводства населения страны и требует дополнительно не мене 750 тыс. новорожденных в год. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в среднем на одну женщину) снизился до 1,17.

Главной причиной сокращения населения страны является естественная убыль. Так, в 1999 году число умерших превысило число родившихся на 929,6 тыс. человек, или в 1,8 раза. Прогноз численности населения России, несмотря на допускаемую возможность оптимистического варианта развития демографической ситуации, свидетельствует о неуклонном сокращении населения до 2010 года.

Основным потребителем на рынке общественного здоровья России является экономически активное население, которое стремительно стареет. Госкомстат РФ отмечает, что за последние десять лет уровень преждевременной смертности возрос на 100 тыс. человек и ежегодно умирает более 520 тыс. человек трудоспособного возраста. Уровень смертности мужчин по сравнению с женщинами значительно выше не только по неестественным (несчастные случаи, травмы, отравления, самоубийства, и т.п.), но и по естественным причинам (инфекционные и паразитные заболевания, болезнь органов дыхания и кровообращения и т.д.). В 1999 году уменьшились показатели ожидаемой продолжительности жизни российских мужчин – 59,8 лет (в 1998 году – 61,3), что на 13 — 15 лет меньше продолжительности жизни своего коллеги из развитых стран. Сложился беспрецедентный разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. Так, в 1999 году продолжительность жизни женщин составила в среднем 72,2 года (в 1998 году – 72,9), хотя это на 5 – 8 лет ниже западных аналогов. Международные нормы признают население страны "старым", если доля граждан в возрасте старше 65 лет превышает 7%. В настоящее время этот уровень в России составляет 12 % или каждый восьмой российский житель пересек эту черту.

Покупателем товаров и услуг рынка общественного здоровья может быть лицо, способное оплатить покупку. За истекший 2000 год общая численность занятого населения страны увеличилась до 65 млн. человек (в 1999 году - 63,8), или на 1,8% (1,2 млн. человек). Число безработных, определенное в соответствии с методологией Международной организации труда уменьшилось в 2000 году с 8,7 до 7,4 млн. человек, а численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 1,2 до 1,0 млн. человек.

Покупательная способность напрямую зависит от уровня жизни населения. Существующая структура распределения населения России по уровню жизни допускает полное или частичное удовлетворение спроса на весь спектр товаров и услуг рынка общественного здоровья для не более чем 20% населения страны. Остальная (80%) часть населения России приобщена к минимуму услуг, обеспеченных полисом обязательного медицинского страхования и некоторыми льготами для определенных категорий населения. "Роскошь" заболеть с предъявлением работодателю листка временной нетрудоспособности стала считаться недопустимой и позволительна лишь в экстренных случаях или в организациях с государственной формой собственности. Прогноз изменения структуры населения по уровню жизни (Концепция стратегического развития России до 2010 г. Госсовета России) в оптимистическом варианта допускает возможность кардинального изменения потребительского спроса, когда активными участниками рынка общественного здоровья к 2010 году может стать до 85% населения России.

Риск быть серьезно вовлеченным в рынок общественного здоровья в качестве плательщика по многотысячным счетам лечебных учреждений в случае серьезного заболевания существует для каждого вне зависимости от принадлежности к той или иной социальной группе населения. Одним из доступных способов получения качественной медицинской помощи может стать добровольное медицинское страхование (ДМС). Российское законодательство предусматривает льготы для организаций, заключивших со страховыми компаниями договор ДМС:

  • суммы взносов по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату страховщикам медицинских расходов застрахованных физических лиц (при условии отсутствия личных выплат застрахованным) не подлежат обложению единым социальным налогом (п. 9 ст. 238 ч.II Налогового Кодекса РФ);
  • платежи организации по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным в пользу своих работников, включаются в себестоимость продукции (услуг) в размере не более 1% от объема реализованной продукции (“Положение о составе затрат...”, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 года).

Не трудно заметить, что организации бюджетной сферы исключены из данного сегмента рынка общественного здоровья, так как расходы на добровольное медицинское страхование не предусмотрены структурой бюджетных ассигнований. Работники бюджетной сферы могут заключать лишь индивидуальные договоры добровольного медицинского страхования, если их доход сопоставим с расценками на полисы медицинских страховых компаний (см. табл.).

Лидеры добровольного медицинского страхования, приведенные в таблице, обеспечивают современное качество оказываемых медицинских услуг, причем ряд компаний реализует программу "Семейный доктор VIP", разработанную на основе концепции семейной медицины, принятой в европейских странах. Уровень страховых взносов на одного человека в год можно считать, приемлемым для большинства работодателей частного сектора экономики России. По этой причине, например, компания ЗАО "МАКС" обслуживает более 5 млн. человек по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным, более чем по 520 программам с абонентами, удаленными на расстояние до 320 км от МКАД.

Таб. 1: Расценки на полисы медицинских страховых компаний

Компания Страховая сумма на одного человека в год, в дол.
Амбулаторное лечение Стационарное лечение Скорая помощь
со стоматологией без стоматологии
ОАО “Газпроммедстрах” (Москва) Данные не приводятся
ООО “Интеррос-Согласие” (Москва) Не ограничивается Не ограничивается Не ограничивается Не ограничивается
ЗАО “МАКС” (Москва, цены в рублях) 15 000 – 110 000 12 500 – 84 000 50 000 – 300 000  
ООО “НАСТА-Мед” (Москва) 5 000 – 50 000 5 000 – 50 000 5 000 – 50 000 1 000 – 10 000
ЗАО “Промышленно-страховая компания” (Москва) Не ограничивается Не ограничивается Не ограничивается Не ограничивается
ОАО “РОСНО” (Москва) 75 000 75 000 150 000 20 000
СЗАО “Медэкспресс” (Санкт-Петербург) Страховая сумма
Амбулаторное обслуживание (без стоматологии) Стоматология Экстренная госпитализация
500 330 900
Компания Страховой взнос на одного человека в год, в дол.
Амбулаторное лечение Стационарное лечение Скорая помощь Скидки, %
со стоматологией без стоматологии
ОАО “Газпроммедстрах” (Москва) 150 – 1050 110 – 800 140 – 320 50 – 100 до 30
ООО “Интеррос-Согласие” (Москва) от 90 от 70 от 65 45 10 –20
ЗАО “МАКС” (Москва, цены в рублях) 3 000 – 50 000 2500 – 17 500 5 000 – 50 000 1000 – 4000 5 – 20
ООО “НАСТА-Мед” (Москва) 120 – 1200 120 – 1200 80 – 130 10 – 30 10
ЗАО “Промышленно-страховая компания” (Москва) 115 – 1500 90 – 1200 50 – 550 15 – 200 3 – 10
ОАО “РОСНО” (Москва) от 150 от 100 от 200 от 80 Индивидуальные
СЗАО “Медэкспресс” (Санкт-Петербург) Страховой взнос
Амбулаторное обслуживание (без стоматологии) Стоматология Экстренная госпитализация
112 200 69

Сегмент индивидуального потребления рынка общественного здоровья не в состоянии удовлетворить свои потребности вследствие низкого уровня доходов основной массы населения России и отсутствия действенных правительственных мер по социальной защите граждан.



Литература:

  1. Виленский А. В., Федосеев В. Н. “Рынок медицинской техники и здравоохранительных услуг”, Маркетинг в России и за рубежом, №3, 2001 г.
  2. Беспалов А. А., Попов Н. В., “Уровень оснащения и обеспечения лечебно-профилактических учреждений медицинской техникой”, Медицинская картотека, №7-8, 2000 г.
  3. “Экономика и жизнь”, 14 июля 2000 г.





Назад к списку статей
Назад к оглавлению библиотеки