Компания ANTEMA

(495) 724-0009

 
Маркетинговые исследования
 
Исследования имиджа компаний и брендов
 
Разработка бизнес-стратегий и бизнес-планов
 
Медиа-аналитика
 
Организация мероприятий и Public Relations

главная / инструменты / Кабинетные исследования

Кабинетные исследования

Кабинетное исследование так же может быть проведено на подготовительном этапе маркетингового исследования для сужения области дальнейшего поиска и оптимизации работ. Мы рекомендуем предварительно проводить кабинетные исследования в случаях, когда существуют альтернативные пути дальнейшего изучения проблемы. Как правило, кабинетные исследования проводятся достаточно оперативно и не требуют больших временных затрат, однако позволяют существенно сократить время при последующем детальном изучении той или иной проблемы.

Применение метода кабинетных исследований имеет ряд достоинств:

— Оперативность исследования

Проведение кабинетного исследования не требует организации полевых работ, что существенно сокращает сроки исследования. Кроме того, использование электронных баз данных и сети Интернет существенно облегчают работу исследователя, позволяя в короткие сроки получить необходимый объем данных.

— Сокращение расходов на проведение исследования

Использование «кабинетной» методики позволяет существенно сократить расходы на проведение исследования. Это, опять же, связано с тем, что полевые работы в данном случае не проводятся. Следовательно, нет необходимости в рекруте респондентов, привлечении интервьюеров, модераторов и региональных подрядчиков.

— Обширная область применения и возможность исследования узкоспециализированных областей

Методика кабинетного исследования является достаточно универсальной, с её помощью могут быть решены различные категории бизнес-задач. Помимо этого, кабинетное исследование дает возможность получать информацию по интересующему вопросу в случаях, когда использование «полевых» методов (например, опроса) малоэффективно. Прежде всего, это касается узкоспециализированных областей или связано со спецификой изучаемых товаров и услуг (например, антиквариат, медицинская техника и т.д.).

Однако использование методики кабинетного исследования имеет ряд ограничений:

— Ограничения, связанные с достоверностью сведений и необходимостью проверки полученных результатов

В ходе кабинетного исследования сбор информации осуществляется по всем доступным источникам: публикациям в печатных изданиях и СМИ, официальным и неофициальным сайтам, группам в социальных сетях и т.д. Однако исследователь не должен исключать возможности публикации заведомо ложной информации (например, на популярных сайтах отзывов потребителей).

Полученная информация всегда нуждается в критическом анализе, проверке сопоставлением множества фактов. Кроме того, для дополнительной проверки достоверности результатов могут быть использованы «полевые» методы (традиционный опрос, экспертный опрос, метод фокус-групп и т.д.).

— Ограничения, связанные с доступом к информации

Кабинетное исследование предполагает использование информации, находящейся в свободном доступе, и/или данных, предоставляемых заказчиком (к примеру, в случае проведения анализа внутренней документации). В ряде случаев свободный доступ к информации может быть ограничен (информация предоставляется по запросу, не в полном объёме и т.д.), либо данные могут быть сложны для поиска.

— Необходимость привлечения «полевых» методов для более детального анализа ситуации

Данные, полученные в ходе кабинетного исследования, дают представление об основных направлениях развития рынка и его сегментов, потребительских предпочтениях, установленных на рынке ценах и т.д. Однако, зачастую для более глубокого и всестороннего анализа необходимо проведение полевых исследований на базе результатов кабинетного.

Методика кабинетного исследования может быть применена в сочетании практически со всеми методами, как качественными (например, интервью, фокус-группа), так и количественными (например, традиционный опрос, интернет опрос, экспертный опрос).

Введение

Кабинетные исследования (desk research) – методика маркетингового исследования, направленная на сбор и систематизацию информации о товарах, услугах, деятельности компании из открытых источников, без проведения полевых работ.

Материалом для исследования в таком случае выступают не результаты проведенного опроса, фокус-группы или интервью, а уже имеющиеся данные, опубликованные в сети Интернет, в печатных изданиях и средствах массовой информации.

Непосредственными источниками информации для кабинетного исследования могут выступать:

— Внутренняя документация компании;
— Материалы, публикуемые производителями, торговыми компаниями или отраслевыми ассоциациями;
— Социальные сети;
— Опубликованные отзывы/мнения потребителей о товарах (или их категориях) и услугах;
— Опубликованные результаты социологических и маркетинговых исследований;
— Законы или подзаконные акты, регулирующие изучаемую сферу бизнеса;
— Статистические отчеты государственных служб и органов власти.

Кабинетные исследования позволяют решать множество бизнес-задач. Кабинетное исследование может выступать как самостоятельная методика и позволяет получать всестороннюю информацию об интересующем сегменте рынка, продуктах или услугах, проводить анализ конкурентной среды, ценовой политики т.д. Кроме того, данная методика позволяет конструировать и анализировать социальные портреты потребителей той или иной продукции путем анализа статистики и социальных сетей, иными словами, помогает ответить на вопросы: «Кто покупает?» и «Кто не покупает?».