|
|
|
|
|
главная / Маркетинговые исследования культурного досугаБутова Т.Г.Качество жизни, в том числе качество культуры, становится целью развития мирового сообщества. ООН объявила десятилетие культуры. Экономически развитые страны стремятся не только включить ориентированность на качество жизни в законодательные акты, но и реально обеспечить условия для достижения этой цели. Мировая тенденция последних лет – переход проблем оценки и обеспечения качества жизни из области «чистой науки» в область практических действий как на региональном, так и на государственном уровнях. Категория качества жизни становится символом сетевого развития общества и адекватного управления им, и связана с концепцией устойчивого развития. Важнейшим индикатором качества жизни выступает качество культуры. Любые экономические преобразования неэффективны без полноценного удовлетворения культурных потребностей населения. Сами преобразования невозможны без достаточного культурного уровня осуществляющих их людей. На наш взгляд, качество культуры состоит из двух систем:
Поддерживая предложения А.И. Субетто об измерении качества культуры во всех возрастных группах населения, автор считает, что такое измерение должно проводиться и в других сегментных группах, разделяемых по географическим, демографическим, психографическим критериям. В каждой из этих групп критериев экспертно следует выбрать определенные показатели сегментирования, представляющие интерес для обеспечения управления качеством культуры. Мониторинговые системы качества жизни только начинают формироваться, поэтому необходимо определить методологию исследования качества культуры. В качестве основного инструментария мониторинговых систем качества культуры автор предлагает маркетинговые исследования. Маркетинг социально-культурной сферы является одним из самостоятельных видов маркетинга в рыночных условиях, однако он обеспечивает продвижение культурного продукта на рынок и исследует культуру как фактор макросреды для деловых организаций и фактора микросреды для культурных учреждений. Маркетинг как инструмент управления качеством культуры автор предлагает использовать для формирования национальной политики в области качества, для информационного обеспечения конкретных программ региональных и муниципальных органов управления, обеспечивающих не только удовлетворение культурных потребностей населения, но и их целевое развитие. В качестве иллюстрации данного предложения в статье приводятся некоторые результаты кабинетных и полевых исследований предложения и спроса населения на культурную продукцию, проводимых студентами экономического факультета под руководством автора уже в течение трех лет. В рамках исследования был проведен анализ статистических показателей в области культуры за период 1980—1998 гг., отражающий динамику предложения культурных услуг учреждениями культуры Красноярского края (рис. 1). Рис. 1: Динамика количества учреждений культуры в Красноярском крае
Анализ динамики количества культурных заведений в Красноярском крае за период с 1980 г. по 1997 г. показал, что остается неизменным количество театров в крае — 9, сократилось количество клубных учреждений и библиотек в — 1,33 раза. Резко сократилось количество кинотеатров — в 3,37 раз за этот же период и в настоящее время на территории Красноярского края действуют 633 кинотеатра по сравнению с 2134 в 1990 г. Значительно возросло количество музеев (в 3,5 раза), составляющее в настоящее время 46 по сравнению с 13 в 1980 г. Анализ спроса на культурную продукцию оценивался по статистическому показателю посещаемости культурных учреждений Красноярского края за период с 1980 по 1997 гг. (рис. 2). Количество посещений театров, музеев приведено в сотнях тысяч; количество посещений кинотеатров — в млн. Рис. 2: Динамика спроса на ряд культурных продуктов в Красноярском крае
Анализ посещаемости культурных заведений Красноярского края показывает, что посещение населением театров за период 1980—1997 гг. понизилось в 2 раза, при сохранении количества театров и спектаклей на постоянном уровне. То есть спрос на культурные услуги театров в 2 раза меньше, чем их предложение. Посещаемость кинотеатров сократилась в 58 раз. При этом наблюдается интересная динамика: за период 1990—1995 гг. сокращение посещаемости произошло в 22 раза, а за период 1995—1997 гг. — только в 2,6 раза. Предложение кинопродукции сократилось в 3,37 раза, однако на фоне обвального падения спроса данный показатель значительно превышает достаточный уровень, что создает диспропорции на рынке — избыток предложения при недостаточном спросе. Рынок кинопроката находится в кризисном состоянии: нагрузка посещаемости для одного кинотеатра в среднем сократилась в 17 раз. Наблюдается рост спроса на культурный продукт музеев. За исследуемый период посещаемость музеев возросла в 2 раза. Средняя нагрузка посещаемости для одного музея возросла в 1,25 раза, т.е. в данном секторе культурных услуг отмечается недостаток предложения. Результаты проведенного исследования показали изменение структуры спроса на рынке культурных услуг (рис. 3). Предпочтения населения Красноярского края к проведению культурного досуга переместились из сектора кинопроката в сектор музейных услуг. На наш взгляд, трансформация культурного досуга населения связана с реализацией нового миропонимания людей на фоне усложнившихся процессов социализации, а также с переориентацией учреждений культуры на рыночные условия и применение маркетинговых усилий. Так, бывший музей В.И. Ленина – ныне Музейный центр на Стрелке, — применяя маркетинговые технологии, не только сохранился в нынешних условиях, но и превратился в культурный центр Красноярского края, известный в Европе. Рис. 3: Динамика посещаемости кинотеатров и музеев в Красноярском крае
Представляет интерес сравнительный анализ статистических показателей посещаемости музеев и кинотеатров в Красноярском крае, России и за рубежом. Показатели посещаемости этих учреждений культуры по Красноярскому краю соответствуют общероссийским (табл. 1). Таб. 1: Показатели посещаемости некоторых учреждений культуры в России и Красноярском крае
Результаты анализа средней посещаемости музеев и кинотеатров в мире и общего показателя активности посещений (музеи плюс кинотеатры) по России и Красноярскому краю по сравнению с другими странами мира позволили установить, что самые высокие показатели посещаемости музеев — в странах Европы, Россия занимает промежуточное положение, самые низкие показатели — в странах Азии и Африки (табл. 2). Посещаемость кинотеатров в России очень низка по сравнению с другими странами. Характерной особенностью европейских стран являются относительно равномерные показатели посещаемости музеев и кинотеатров, с небольшим превышением посещаемости кинотеатров. Преобладающим показателем в мире является посещаемость кинотеатров, однако на некоторые страны, в том числе на Россию, данная тенденция не распространяется. Как видно из статистических данных, общая активность посещения музеев и кинотеатров в нашей стране в 2,5—5 раз ниже общемирового уровня, за исключением стран Африки. Таб. 2: Показатели посещаемости музеев и кинотеатров в странах мира
Результаты кабинетных исследований спроса и предложения услуг учреждений культуры в Красноярском крае позволили выявить сокращение спроса населения на культурную продукцию кинотеатров, театров, клубных учреждений, услуг библиотек при увеличении числа музеев всех специализаций и рост спроса населения на данный вид культурных услуг. Полевые исследования проводились методом опроса населения города Красноярска с помощью специально разработанной анкеты (см. приложение). Выборочная совокупность была сформирована пропорционально численности населения семи районов города. При уровне доверительности 99% и допустимой ошибке 5% размер выборки составил 875 респондентов, распределенных по районам с учетом параметров квоты. Анализ результатов исследований показал, что менее трети населения города проводит досуг, посещая учреждения культуры. Исследование позволило выявить потенциальный спрос на культурный продукт — посещать культурные учреждения хотели бы 89% красноярцев. Результаты анализа частоты посещения культурных учреждений показали, что большинство населения посещает мероприятия культуры 1 раз в месяц (39,4%) и 1 раз в год (35,2%), значительно меньше — 1 раз в неделю (10,3%) и несколько раз в неделю (3%). Анализ предпочтений к посещению того или иного вида культурных заведений дал возможность выявить разницу между потребностью в культурной продукции и фактическим спросом (рис. 4). Как видно из рис. 4, по всем видам мероприятий потребность превышает реальный спрос, только посещение дискотек имеет обратную связь. Выяснение причин такого несоответствия проводилось по двум группам факторов. Первая группа факторов включала причины, связанные с потребителями: 53, 1% респондентов указали на отсутствие времени, 46,8% — на финансовые трудности. Другие причины (нет компании, слабое здоровье, криминогенная обстановка) оказались малозначащими. Вторая группа причин связана с предложением культурных мероприятий. Почти половина населения (47,7%) указали на недостаток учреждений культуры в городе. Рис. 4: Соотношение потребностей и спроса населения Красноярска на культурные мероприятия
Как показало исследование, большинство красноярцев посещают культурные учреждения с друзьями (62%), с мужем (женой) и всей семьей – значительно меньше — 20 и 13% соответственно. Анализ мотивов посещения учреждений культуры показал, что познавательные цели преследуют лишь 21,2% населения (рис. 5), большинство хотят отдохнуть и интересно провести свой досуг. Рис. 5: Результаты исследования мотивов посещения учреждений культуры населения Красноярского края
Анализ результатов исследования проводился в трех сегментных группах, сформированных по показателям: уровень доходов, возраст и пол. Результаты подобных исследований, на наш взгляд, могут стать основой для разработки социальной политики органов муниципального управления города Красноярска, направленной на поддержание и активизацию культурного досуга, в качестве информационной базы для формирования региональных программ развития платных услуг социально-культурной сферы. кроме того, полученные данные о потребительских предпочтениях могут быть использованы коммерческими организациями культуры. ПриложениеАНКЕТА В целях создания условий для более интересного и приятного проведения Вами свободного времени просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Отметьте, пожалуйста, выбранные варианты ответов (один или несколько вариантов) знаками «Х» или «V» (или другими), поставив их в квадрате напротив соответствующего варианта. Напишите, где это необходимо, Ваш ответ в указанном месте ( ___________ ). 1. Как Вы чаще всего проводите досуг?
2. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?
3. Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы чаще всего посещаете?
4. Как часто Вы посещаете культурные заведения?
5. Чаще всего Вы посещаете культурные заведения…
6. Какую цель Вы преследуете, отправляясь в культурное заведение?
7. Удовлетворяет ли Вас качество культурно-массовых мероприятий (уровень профессионализма актеров, разнообразие репертуаров, общее оформление)? (Да Нет Причины )
8. Хотелось бы Вам чаще посещать культурные заведения? ____________ Если «да», то по каким причинам Вы посещаете реже желаемого?
9. Привлекают ли Вас различные конкурсы, лотереи на культурно-массовых мероприятиях? _______________ 10. Посещаете ли Вы бары, кафе в культурных заведениях? ___________ 11. Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания не хватает культурных заведений? ___________ Каких именно? ______________________________________________ 12. Укажите, пожалуйста, сведения о себе: Литература
|